Казначейское сопровождение применяется государственными органами финансового контроля для надзора за расходованием целевых средств из бюджета. Главной его задачей является предупреждение финансовых нарушений, в том числе нецелевого использования выделяемых на конкретные цели бюджетных средств. Данный контроль осуществляется в рамках расчетов по контракту между заказчиком и исполнителем.
В ряде заключаемых контрактов между заказчиком и исполнителем при оплате активируется еще одна сторона - федеральное казначейство, на которое возлагается функция контроля целевого расходования средств на момент оплаты.
Казначейскому сопровождению подлежит расходование не всех направляемых бюджетных средств, а только целевых, расходование которых осуществляется как по контрактам, заключенным в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, так и по коммерческим договорам, в которых заказчик выступает получателем целевых средств.
Расходование целевых бюджетных средств регламентируется положениями ст. 242.25 Бюджетного кодекса и Федеральным законом № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Перечень целевых средств, по которым в 2022 году необходимо осуществлять казначейское сопровождение:
- субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам, которые не являются федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
- субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям для приобретения товаров (работ, услуг);
- взносы, внесенные получившими субсидии или бюджетные инвестиции юридическими лицами в уставные капиталы других юридических лиц;
- авансовые платежи по контрактам на поставку товаров или услуг, заключаемых получателями целевых средств:
- бюджетные средства, которыми распоряжаются юридические лица, не являющиеся федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
- средства, которыми распоряжаются федеральные бюджетные и автономные учреждения;
- бюджетные средства, которыми распоряжаются юридические лица, в уставной капитал которых поступили взносы из субсидий или бюджетных инвестиций;
- авансовые платежи по государственным контрактам на поставку товаров или услуг, заключаемых на сумму более 100 млн. рублей;
- расчеты по государственным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком на сумму более 600 тыс. рублей, а также расчеты по договорам, заключаемым в целях исполнения государственных контрактов на сумму более 600 000 рублей (в 2022 году - на сумму более 5 млн. руб.);
- расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ) на сумму более 600 000 рублей, а также расчеты по контрактам, заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 600 000 рублей (в 2022 году - на сумму более 5 млн. руб.);
- авансовые платежи, поступающие по подлежащим казначейскому сопровождению контрактам о поставке товаров или услуг, заключаемых с исполнителями в рамках исполнения государственных контрактов о поставке товаров или услуг;
- средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- расчеты по государственным или муниципальным контрактам для нужд субъекта Российской Федерации, заключаемым на сумму более 100 млн. рублей;
- расчеты по контрактам, заключаемым на сумму более 100 млн. рублей бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации или муниципальными бюджетными и автономными учреждениями;
- субсидии юридическим лицам;
- бюджетные инвестиции юридическим лицам;
- субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве;
- бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета;
- расчеты по субподрядным контрактам на сумму более 600 тыс. рублей (с 2022 года - на сумму более 5 млн. руб.), если источником финансового обеспечения таких государственных или муниципальных договоров являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
- расчеты по государственным или муниципальным контрактам, заключаемым для нужд субъекта Российской Федерации либо муниципальных нужд;
- расчеты по контрактам, заключаемым бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации или муниципальными бюджетными и автономными учреждениями;
- иные средства, определенные с учетом положений, установленных статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с обращением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации).
Следует также сказать о том, что казначейское сопровождение осуществляется в отношении не всех расчетов по контракту: по договору на поставку товаров или услуг, заключенному федеральным бюджетным учреждением, расходующим целевую субсидию или бюджетные инвестиции, казначейскому сопровождению подлежат только расчеты по авансовому платежу, а все остальные платежи по такому контракту проходят напрямую от заказчика к поставщику, минуя казначейское сопровождение. Однако здесь есть нюанс: избежать казначейского сопровождения по такому контракту, не установив в нем аванс, не получится.
В 2022 году получатели бюджетных средств во всех контрактах, в которых расходуются целевые средства, обязаны предусмотреть выплату авансового платежа в размере от 50% до 90% суммы контракта. Это закреплено положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 года № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году» и письмом Минфина от 13 мая 2022 года, разъясняющим порядок применения положений данного Постановления на практике.
Постановлением Правительства от 24 ноября 2021 года № 2024 «О правилах казначейского сопровождения» был установлен порядок осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения в 2022 году, в качестве ключевых моментов которого следует указать следующие:
- и заказчик, получающий бюджетные средства, и исполнитель по данным контрактам, как и субподрядчики, обязаны открывать казначейское сопровождение для контроля расходования средств в Федеральном казначействе либо его территориальном органе в виде 71-го лицевого счета, посредством которого осуществляется оплата. Также бюджетный кодекс устанавливает перечень целей, на которые запрещено перечислять средства с такого лицевого счета;
- контракту присваивается идентификатор, который прописывается во всех документах, связанных с таким контрактом, вплоть до счета-фактуры. Этот идентификатор используется и при перечислении аванса на лицевой счет исполнителя по контракту, открытому в территориальном органе федерального казначейства;
- денежные средства перечисляются исполнителю по контракту только после проверки Федеральным казначейством предоставленных исполнителем в территориальный орган федерального казначейства документов, подтверждающих факт поставки товара или услуг (подписанные сторонами контракта товарные накладные либо акты приемки выполненных работ, оказанных услуг).
Современные экономические условия вносят коррективы и в механизм казначейского сопровождения: в середине 2022 года Правительство постановлением от 1 июля 2022 года № 1182 определило перечень случаев, при которых разрешается перечислять денежные средства напрямую на расчетный счет исполнителя по контракту в банке, минуя лицевой счет в федеральном казначействе, чтобы избежать срывов сроков исполнения значимых государственных проектов.
Компания «Клинбух» предлагает комплексную услугу «Аутсорсинг казначейского сопровождения контракта», которая включает в себя ряд процедур:
Открытие казначейского счета:
- мы составляем полный пакет документов в соответствии с нормами и правилами УФК и подаем собранные данные в УФК. Вы через 5 дней получаете открытый казначейский счёт и включение в реестр участников бюджетного процесса.
Получение ЭЦП:
- мы составляем и подаем в УФК запрос на получение ЭЦП, формируем обращение для создания логина, устанавливаем и настраиваем программное обеспечение, прикрепляем СУФД. Вы получаете полностью готовое к работе программное обеспечение, настроенное для работы с электронным бюджетом, готовый сертификат ЭЦП.
Анализ контракта с последующими необходимыми корректировками: внесение изменений в контракт, оформление дополнительных соглашений:
- мы проводим комплексную экспертизу контракта, выявляем ошибки или неточности, прорабатываем модель денежных потоков. Вы получаете заключение о корректности условий контракта для открытия лицевого счёта и возможности проведения по нему операций.
- Составление и утверждение сведений об операциях с целевыми средствами, общение с заказчиком по всем вопросам согласования сведений.
- Уточнение операций на лицевом счете при ошибочном зачислении денежных средств на лицевой счет.
- Оформление платежных поручений.
- Формирование выписок, регламентированных отчетов по лицевому счету и аналитическим разделам.
- Формирование расходной декларации.
- Оказание помощи в формировании расчета накладных расходов, выписки из регистров аналитического учета.
Динамичное уточнение нормативной базы требует тщательных проверок на соответствие последним изменениям законодательства, которых в текущей ситуации не получится избежать даже компаниям с успешным опытом исполнения контрактов по госзаказам. Компания «Клинбух» на постоянной основе проводит казначейское сопровождение целевых контрактов, поэтому оперативно корректирует необходимые процессы, опираясь на актуальные требования законодательства в сфере казначейского сопровождения.
В своей работе мы стараемся наладить контакт с казначейством и обеспечить нашим клиентам всестороннюю поддержку – по открытию счета, работе с системой «Электронный бюджет», заполнению всех необходимых форм документов, помощи в сборе необходимых первичных документов для заказчика, организации раздельного учета – вплоть до вывода денежных средств с лицевого счета.